город получения заказа:
Санкт-Петербург
Выберите округ
Северо-Западный
Центральный
Южный
Дальневосточный
Сибирский
Уральский
Приволжский
Северо-Кавказский
или воспрользуйтесь поиском
перейти в:
способ доставки:
мой кабинет:

Всё в первый раз

Когда малыш плачет, естественный порыв любящей матери, взять его на руки и успокоить. Но зачастую потом приходиться слышать: «Избаловала, приучила к рукам, теперь сама виновата, еще намаешься». Так, что же делать? Совсем не брать ребенка на руки? А как же тогда народная мудрость, гласящая, что истинная мать та, что девять месяцев носит ребенка под сердцем, до трех лет на руках, а оставшуюся жизнь в сердце. Ребенок просится на ручки не из-за баловства или избалованности, это психологическая потребность. Находясь на руках любимого человека, он становится спокойнее, уравновешеннее, чувствует себя защищенным. В будущем такие дети поддерживают с матерью более теплые и доверительные отношения.

Причины, по которым ребенок просится на руки

Чаще всего существуют объективные причины:

  • Малыша что-то беспокоит. Возможно он замерз, голоден, у него боли животик или его беспокоит мокрая пеленка. Именно поэтому он плачет и ждет, чтобы его взяли на ручки.
  • Ребенку скучно. Находясь у мамы на руках гораздо интереснее и увлекательнее исследовать окружающий мир, чем лежа в кроватке.
  • Малыш подсознательно ищет защиты и психологического комфорта, которые он ощущал, находясь в материнской утробе. Когда мама держит его на руках, ему не страшно, что его оставят одного, что мама уйдет.

Нужно ли отучать от рук?

В младенческом возрасте, как утверждают психологи, нельзя отучать малыша от рук, поскольку им в них он видит материнское тепло, любовь и собственную безопасность. Но что делать, если ребенок буквально не дает ничего делать, постоянно проводя на руках. Если даже спит он только на руках, отказываясь ложиться в кроватку? Отучение должно происходить постепенно и очень мягко. Не нужно оставлять ребенка одного и ждать, когда он вдоволь накричится и уснет от безысходности и усталости. Если отучение происходит в возрасте до года, воспользуйтесь некоторыми советами.

  • Для начала определитесь, для чего вы хотите отучить ребенка от рук. Если вы не успеваете выполнять бытовые обязанности, то стоит ли их делать в ущерб спокойствию собственного ребенка? С домашними хлопотами вполне справится муж, родственники или домработница. Вы находитесь в отпуске по уходу за малышом, а не за всеми членами семьи, поэтому и пользуйтесь моментом, наслаждайтесь общением с ребенком, дети быстро растут.
  • Не нужно лишать ребенка тактильного контакта. Если ребенок плачет в своей кроватке, а вы не хотите лишний раз брать его на руки, не игнорируйте его плач. Подойдите к нему, погладьте, спойте ему колыбельную, при этом гладя по головке или по спинке. Пусть малыш чувствует, что мама рядом.
  • Измените положение малыша. Попробуйте положить ребенка на другой бок, на животик. Включите ему мобиль. Ребенка постарше можно перемещать по комнате в коляске, детском кресле, шезлонге или манеже. Малышу будет интересно смотреть по сторонам, изучая новые предметы вокруг, а вы пока займетесь своими делами.
  • Слинг придет на помощь. Специальное приспособление в виде трикотажного палантина (слинг) очень удобен. Он может освободить ваши руки, при этом ребенок будет находиться в тесном контакте с вами.
  • Подберите для себя наиболее удобную модель слинга, ребенок, находясь в нем, сможет поспать, поесть, при этом ваши руки будут свободны.

Как отучить от рук ребенка старше года?

Некоторые дети и после года продолжают большую часть времени проводить на маминых руках. Хотя выдержать вес подросшего ребенка уже не так и легко.

Попробуйте всякий раз, когда ребенок просится на ручки, обнимать его и объяснять, что маме тяжело поднимать такого большого ребенка, но она посидит рядом с ним. Поцелуйте малыша, скажите, как сильно вы его любите, поиграйте с ним. Иногда достаточно несколько минут, и ребенок самостоятельно побежит играть дальше.

Старайтесь, чтобы ребенок научился играть в ролевые игры, чтобы он был постоянно чем-то увлечен. Приглашайте в гости его сверстников, чтобы ребенку было интереснее играть с кем-то, чем грустить у мамы на руках.

Если ребенок просится на руки во время длительной прогулки, постарайтесь отвлечь его. Посчитайте проезжающие машины, догоните голубей, поиграйте в словесные игры. Увлеченный чем-то ребенок не вспомнит, что несколько минут назад он был уставшим и хотел на руки.

И не стоит бояться того, что ребенок не отучится от ваших рук. Он восполнит свою необходимость в тепле и защите, и убежит к своим друзьям. Поверьте, настанет день, когда вы с грустью вспомните дни его младенчества, когда ваш ребенок нуждался только в вас. 

Нельзя назвать точный возраст, когда ребенок начнет сидеть самостоятельно, все зависит от степени развития малыша. Главное, данный процесс не нужно ускорять, нужно, чтобы все протекало естественно.

Что говорят врачи?

Дети начинают садиться в возрасте от 5 до 7 месяцев, так считают педиатры. Они же утверждают, что нормой считается, если малыш стал сидеть до девяти месяцев. В зависимости от степени психомоторного развития одни дети уверенно сидят в 4,5 месяцев, а некоторые отказываются сидеть до года. Наблюдения показывают, что девочки обычно начинают сидеть раньше, чем мальчики. Конечно, у активных и стройненьких детей все получается быстрее, чем у их пухленьких сверстников, хотя бывают и исключения.

Иногда ребенок хорошо ползает и уже начинает ходить, но до сих пор не сидит самостоятельно. Стоит ли беспокоиться по этому поводу? Нет, ни в коем случае. Ребенок сам освоит сидячую позу, когда ему это потребуется. К специалисту стоит обратиться только в том случае, если ребенок до девяти месяцев не переворачивается с живота на спинку и наоборот, и даже не проявляет никакого желания сесть.

Есть дети, которые уже в три-четыре месяца проявляют настойчивое желание принять сидячее положение. Не стоит потакать в этом стремлении. Позвоночник ребенка не окреп, сидение в таком раннем возрасте нанесет ему вред. Лучше выкладывать его в люльку-шезлонг, где малыш будет находиться в полулежачем положении и у него увеличится обзор, без вреда для позвоночника.

Физиологические особенности детского позвоночника

Позвоночник малыша не имеет изгибов. Они возникают только в период роста. К двум-трем месяцам появляется шейный изгиб, после того, как ребенок начинает держать головку. Далее, в шести месяцам появляется грудной изгиб. Позже формируется поясничный изгиб, когда ребенок начинает ходить. Естественная форма позвоночника формируется только к 3-4 годам.

Связки и мышцы находятся в стадии формирования, и поэтому не стоит забывать о предосторожностях. Если ребенка принуждать сидеть, возможно искривление позвоночника и нарушение в развитии тазовых костей. Не готовый к сидению малыш не сможет удержать спинку, что приведет к нарушению дыхания и вызовет деформацию грудной клетки.

Не нужно:

Слишком опекать малыша, лишая его свободы развиваться и передвигаться самостоятельно.
Обкладывать ребенка подушками, чтобы он не дай бог не завалился. Именно заваливаясь в стороны, малыш начинает тренировать мускулатуру, мышцы и приобретает необходимый опыт.

Рекомендации для родителей

Когда ребенок начинает учиться сидеть, лучше использовать неровную поверхность. Если ребенок лежит в неудобной для него позе, он учится переворачиваться и принимать удобное положение.

Можно использовать детский стульчик, который откидывается под углом 40-45 градусов. Стульчик удобен и полезен, ребенок будет начинать сидеть без нагрузки на позвоночник, такой стульчик можно брать с собой в любую комнату.

Гимнастика для укрепления позвоночника

  • Чтобы развить вестибулярный аппарат и укрепить спинку ребенка можно использовать фитбол-мяч. Для детей подойдет мячик диаметром 65 см. Упражнения на нем необходимо проводить перед едой, ежедневно. На мячик кладется пеленка, а на нее животик вниз ребенок. Покачивание и встряхивания на фитболе помогут ребенку быстрее сесть, он научится поднимать плечи и голову.
  • С 5-6 месяцев можно ребенка притягивать к себе за ручки, чтобы посадить.
  • Упражнения «велосипед», при которых вы будете разгибать, и сгибать ножки малыша, также полезны для укрепления мышц. 

Все родители с нетерпением ждут, когда их малыш из пассивного наблюдателя превратится в активного исследователя окружающего мира, научившись ползать. Когда же ожидать этого события и нужно ли готовить малыша к очередному интересному этапу в его развитии?

Когда малыш начинает ползать?

Ползание – это очень важный этап, в это время у ребенка укрепляется позвоночник, мышцы. Во время ползания у ребенка улучшается координация движения, он учится принимать решения, мыслить. Теперь малыш может достать то, что мог только рассматривать издалека. Развивается не только способность управлять своим телом, но и мышление.



Все дети разные и не стоит ставить перед ребенком планку, переступив через которую он должен поползти. По мнению известного врача-педиатра Комаровского, ребенок начнет ползать без помощи родителей. Родители должны лишь принимать меры для профилактики рахита, закалять ребенка.

Есть ряд факторов, которые влияют на формирование двигательных умений каждого ребенка. К ним относятся:

  • Психологическая обстановка в семье.
  • Состояние здоровья ребенка.
  • Личностные и физические особенности малыша.

Некоторые дети совсем пропускают данную ступень развития, приступая сразу к ходьбе, и это тоже считается нормой.

Как только малыш научится переворачиваться на животик и проводить так достаточно много времени, он будет пробовать перемещаться самостоятельно. Обычно это происходит между пятым и седьмым месяцами. Врачи-неврологи ориентируются на интервал 5 - 9 месяцев.

Способы ползания у детей разные. Некоторые дети уже в пять месяцев, а то и раньше начинают ползать по-пластунски и передвигаются только так. Некоторые сразу встают на четвереньки, но это происходит ближе к седьмому месяцу.

Этапы ползания

Научиться ползать - процесс не быстрый. Все дети учатся поэтапно, хотя этапы тоже примерные.

  1. Ползание на животе, по-пластунски. Ребенок начинает передвигаться, как маленькая гусеничка. При этом движения могут быть не только вперед, но и назад или вбок. Малыш затрачивает минимум энергии и ему это нравится.
  2. Малыш пытается приподняться, он выставляет перед собой руки, пытаясь подтянуть ноги. Итогом этого станет умение вставать на четвереньки и небольшие передвижения таким образом.
  3. Потребуются долгие тренировки, чтобы ребенок научился координировать свои движения и стал чередовать движения рук и ног. Перекрестное ползание очень нравится детям, так они передвигаются очень быстро, они быстро достигают желаемого объекта. При этом ползание всесторонне развивает малыша и укрепляет его мышцы.

Многие родители интересуются, что ребенок должен научиться делать в первую очередь: сидеть или ползать. Врачи утверждают, что лучше уделить больше внимания ползанию ребенка. Чтобы научиться сидеть, у ребенка должен быть укреплен позвоночник, этому способствует ползание. Хотя некоторые дети, пропуская этап ползания по-пластунски, сначала садятся, из положения сидя встают на четвереньки и ползут перекрестным способом. Это также нормальный процесс развития.

Как правильно должен ползать малыш?

Все дети ползают по-своему. Ползает ли малыша, крутясь вокруг своей оси, передвигается на попке, делает однобокие движения при перекрестном ползании, все это нормальные варианты. Поверьте, ребенок не знает, как правильно или нормально, он просто выбирает для себя легкий, удобный вариант. Можете показать ему другой способ ползания, возможно, что через некоторое время он освоит и его. 

Ну вот, наконец-то вы с малышом дома. Суматоха стихла, малыш сладко посапывает в своей новой кроватке, сытый и довольный. Мама отдохнула, у нее возникает резонный вопрос: «Не пора ли на прогулку с ребенком?»

Когда же нужно начинать прогулки? Однозначного ответа нет, дети все разные, все живут в разных климатических условиях. Существуют различные обычаи у разных народов, согласно которым ребенка нельзя выносить из дома определенное количество дней. Зависит это и от состояния здоровья мамы, ведь чаще всего с ребенком будет гулять она.

При хорошем мамином самочувствии, при том, что малыш полностью здоров, при хорошей погоде на прогулку можно отправляться на 3-5 день после выписки из роддома. Прогулка – отличный способ, чтобы успокоить даже самого беспокойного ребенка, улучшить его аппетит. Также прогулка является методом адаптации малыша к окружающему миру, способом закаливания. Ребенок приучается к перепадам температуры.

Если ребенок родился ослабленным и недоношенным или если мама еще не отправилась после родов, а помощи ждать не откуда, есть смысл отложить прогулки.

Где гулять с малышом?

Наиболее благоприятным местом для прогулок является парк или сквер. Если таковых поблизости нет, подойдет детская площадка. Главное, держаться подальше от автодорог, строительства и других проявлений урбанизации. В крайнем случае, можно воспользоваться балконом или лоджией.

Сколько должна длиться прогулка?

Первая прогулка может длиться около пятнадцати минут. Первый раз можно не выносить с собой коляску, достаточно выйти с ребенком на руках во дворе и посидеть с ним на лавочке. Постепенно время прогулки нужно увеличивать. , доведя время до двух часов. Когда ребенку исполнится месяц, можно гулять по два раза в день по два часа, если позволяет погода. При температуре ниже 15°С, выше 32°С, при сильном порывистом ветре, ливне лучше остаться с маленьким ребенком дома.

Прогулка в разное время года

Зима. Это самое холодное время года, обычно зимой время прогулки сокращается, но оно должно составлять не менее двух часов. Обязательно использовать специальные защитные кремы от непогоды, ведь ребенок может отморозить щечки даже при температуре 0°С, если влажность очень высокая.

Весна. Весной уместно увеличить время прогулок, ведь появляется солнышко, которым так хочется наслаждаться после долгой зимы.

Лето. Самый теплый, а в некоторых регионах самый жаркий сезон. Лучше всего гулять утром, когда солнце еще не в зените. Днем, когда солнце светит слишком ярко, лучше зайти домой, где ребенок сможет покушать, поспать в прохладе. Второй раз с ребенком можно выйти на улицу после 16 часов. Необходимо иметь специальную москитную сетку, которая надежно защитит малыша от мух, комаров и мошек. Коляска должна иметь большой козырек от солнца.

Не следует гулять под прямыми солнечными лучами, ребенок может легко получить солнечный ожог. Рекомендуется использовать детский крем «для защиты от солнечных лучей». Не забывайте и о головном уборе малыша.

Осень. Самый дождливый сезон, время прогулок будет уменьшаться по мере наступления холодов и зимы. Обязательно иметь дождевик, который надевается на коляску, он защитит от дождя, снега.

Как одеть малыша на прогулку?

Даже, если на улице достаточно тепло, стоит учитывать, что погода очень переменчивая. Берите на прогулку плед или одеяло, защитный чехол и дождевик. На дно коляски нужно обязательно положить матрасик, если вы гуляете в холодное время.

На малыша нужно надеть боди с длинными рукавами, носочки, комбинезон, шапочку, сверху теплое одеяло, конверт или теплый комбинезон. Если похолодало сильнее, нужно добавить кофточку, рейтузики, шерстяные носки, теплую шапочку.

Маме тоже стоит одеться потеплее, особенно стоит подумать о ногах. Если ноги замерзнут, ни к чему хорошему это не приведет, да и удовольствия от прогулки вы вряд ли получите. 

Закрывать лицо ребенка не нужно, особенно, если он находится в коляске, и на улице нет ветра.

Гуляйте чаще и с удовольствием! Выбирайте для прогулок удобное для вас и вашего ребенка время, и пусть прогулки пойдут вам на пользу! 

Первая профессиональная фотосессия – волнительное событие для всей семьи. Многие родители интересуются, в каком возрасте лучше проводиться такую фотосессию? Профессиональные фотографы могут провести фотосессию с двухнедельного возраста. Но все родители готовы к таким ранним экспериментам.

Только мама сможет определить, когда она и ее малыш готовы к проведению фотосъемки. Главное, не превратить чудо первой фотосессии в настоящую катастрофу. Для этого необходимо правильно подготовиться к съемке.

Как подготовиться к фотосъемке?

  • Дети не любят часто переодеваться, поэтому необходимо выбрать 3-4 ярких нарядов, заранее продумав образы, в которых будут проходить съемка. Разнообразить образ смогут разнообразные аксессуары и головные уборы.
  • Подберите для ребенка максимально комфортные обувь и одежду. Ребенок должен двигаться естественно, одежда не должна мешать ему. Некоторые родители подбирают красивые, но неудобные наряды, а потом удивляются, почему фотосессия не удалась. Подумайте об удобстве малыша, и тогда он будет в хорошем настроении, и не будет капризничать.
  • Возьмите для малыша все необходимое: влажные салфетки, легкий перекус, бутылочку с водой, любимые игрушки и книжки. Продумайте, что еще взять с собой, постарайтесь не забыть подгузники, продумайте все непредвиденные ситуации.
  • Сначала пусть малыш просто исследует новое место, увидит и познакомится с фотографом, привыкнет к незнакомой обстановке. Не следует сразу пытаться начать фотосъемку.
  • Не торопитесь! Стоит обсудить с фотографом, какие фоны будут использоваться, в какой последовательности нужно будет менять образы и сколько времени это займет.
  • Поскольку фотограф не знает вашего малыша, вам стоит помочь ему, привлекать внимание малыша, успокоить, если нужно. Чтобы ребенок посмотрел в кадр, можно взять за фотографом и звать ребенка, петь ему песенку, показывать игрушку, рассказывать стишок. В нужный момент фотограф сможет поймать заинтересованный взгляд малыша.
  • Не нужно заставлять малыша позировать. Детям сложно замирать, имитировать эмоции или красиво улыбаться по команде. Включите любимую музыку малыша, расскажите ему короткую сказку, поиграйте с ним. Развеселите ребенка, чтобы смех и радость на его лице были настоящими.
  • Доверьтесь профессионалу. Обычно профессиональный фотограф знает, как сделать хорошие снимки ребенка. Поэтому, если малыш капризничает, растерялся при незнакомых людях, не выспался, не расстраивайтесь. Успокойтесь и попытайтесь отвлечь и успокоить малыша. А фотограф подождет и сможет уловить моменты, когда ребенок посмотрит в камеру и искренне засмеется.

Первая фотосессия: дома или на природе?

Многие приглашают фотографа к себе домой, чтобы фотограф провел фотосессию дома. Преимущество домашней фотосъемки в том, что в домашних условиях ребенок чувствует себя более раскрепощенно и свободнее. Однако есть и минусы такой фотосессии. Например, это касается освещения. Фотографу трудно привезти с собой все необходимое оборудование, а редко в какой квартире найдутся софтбоксы и большие лампы. Можно использовать регулируемую фотовспышку, но для портретной съемки она тоже не всегда подходит, фотографии получаются с дефектами.

Фотосессия на природе  - очень выгодный вариант, если погода удалась. Каждое время года прекрасно по-своему, можно выбрать отличный пейзаж в качестве фона. Место для фотосъемки может быть любой: парк, дача, ботанический сад. В качестве дополнительных элементов для лета подойдут красивые камешки, цветочки. Осенью можно использовать осенние букеты, зонтики, рябиновые грозди. Зимой можно использовать снег, санки, сосульки. 

Детей с самого раннего возраста необходимо закаливание. Баня является прекрасным способом закаливания ребенка. В бане на организм малыша воздействует контраст температур воздуха и воды. Тем родителям, которые сомневаются нужно ли брать малыша с собой в баню, хотим дать некоторые рекомендации по пребыванию в ней.

Подготовка к походу в баню

На самом деле вы ежедневно приучаете ребенка к воде. Все малыши каждое утро умываются, плавают в домашней ванне, многие не протестуют против обливания водой. Старайтесь комбинировать обливания с полными или частичными воздушными ваннами. Если малыш спокойно реагирует на такой контраст температур, спокойно относится к одеванию и раздеванию, при этом весел и здоров, можно брать его с собой в баню.

В каком возрасте лучше первый раз попробовать сводить малыша в баню? Лучше впервые сделать это в три - четыре года. Рекомендуется проконсультироваться с детским педиатром, поскольку при многих хронических заболеваниях сердца, легких, бронхов баня противопоказана.

Если малыш полностью здоров – баня – самое лучшее, что можно выбрать для закаливания. Оно основано на контрасте: нагревание, охлаждение, отдых. При повышенной температуре сосуды расширяются, при пониженной сужаются. Для организма это прекрасная тренировка. Главное, не забывать про главное правило: париться и принимать прохладный душ нужно короткое время, а отдыхать более длительное время.

Необходимо внимательно следить за ребенком, чтобы предугадать его состояние. Если ребенок протестует, если он побледнел или жалуется на головную боль, выводите его из парилки немедленно.

Сколько времени нужно париться?

Ребенок не должен находиться в парилке более десяти минут. Столько же времени нужно потратить на принятие прохладного душа. Около двадцати минут тратится на отдых. Если ребенок уже большой можно повторить сеанс.

Для первого раза ребенок не должен находиться в парилке более пяти минут. Больше одного захода делать не стоит. Холодной водой «маленького новичка» обливать не стоит! Он может испугаться и надолго расхотеть ходить в баню. Используйте сначала теплую воду, температуру снижайте постепенно. Те дети, которые привыкли к бане, зимой после парилки можно приучать обтираться снегом. Конечно, предпочтительнее, если это будет настоящая русская баня, с чистейшим снегом вокруг.

Выбираем веник для малыша

Веник у малыша должен быть свой собственный. Самым ароматным и мягким является липовый веник. Он будет полезен при простудных заболеваниях.

Березовый веник подходит для детей, которые склонны к заболеваниям кожи, незаменим для астматиков. После такого веника ребенок будет легко дышать.

Дубовый веник подходит легко возбудимым детям, он успокаивает нервную систему.

Настрои из трав для бани

Чтобы обеззаразить воздух можно использовать настой из шалфея, листьев мяты, эвкалипта, тимьяна. Успокаивающе будет действовать свежая хвоя ели, березовые почки, ромашка, душица, мята. Если нужно улучшить дыхание у ребенка возьмите листья березы, дуба, липы, тимьяна, душицы. Компоненты берут в равных частях. Настой можно хранить в холодильнике не более трех дней.

Ребенок и сауна

Детям очень нравятся сауны. Температура в сауне переносится легче. В русской бане температура в парилке составляет до 60°С при влажности до 90%. В сауне воздух прогревается до более высокой температуре – 90°С, но влажность не выше 15%. Конечно, родители сами решают, куда лучше повести ребенка: в баню или в сауну.

Правила посещения сауны

В сауну можно отправиться с ребенком старше трех лет. Первый раз достаточно пяти-семи минут нахождения в парной. Через несколько посещений при регулярном посещении можно будет оставаться в парилке около 10 минут. После парной малыша можно облить прохладной водой. Дети постарше смогут пользоваться бассейном.

Важно! В русской бане перед посещением парной необходимо облить ребенка теплой водой, от перегрева необходимо надеть шапочку на голову. В парилку сауны  необходимо ходить сухим. И помните, посещение бани вечером перед сном и натощак не рекомендуется! При соблюдении всех правил парная принесет малышу только пользу! 

В каком возрасте стоит познакомить ребенка с миром театра? Однозначного ответа нет, все зависит от развития малыша, от интересов семьи. Обычно первое посещение театра приходится на возраст от трех до пяти лет.

Первый поход в театр должен стать для ребенка одним из самых ярких впечатлений детства. Чтобы понять, насколько ребенок готов к посещению театра, можно разыграть дома небольшое представление и посмотреть, может ли малыш спокойно следить за сюжетом. В первый раз лучше остановиться на небольшом театральном представлении (не более 45 минут) или выбрать представление театра зверей. Превратите поход в театр в праздник. Приготовьтесь к походу заранее, малыша следует нарядно одеть, объяснить ему, как себя нужно вести в театре, как нужно аплодировать артистам.

Нужно ли знакомить ребенка с сюжетом спектакля?

Лучше, если вы будете сами знакомы с содержанием спектакля. Хорошо, чтобы спектакль был по мотивам известной детской сказки. Перед посещением театра ее можно перечитать, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь на сцене.

Какое место в зале выбрать?

Хорошо, когда родители знают расположение зала и имеют представление об акустике, так будет легче выбрать места с хорошим обзором сцены. Ребенок не должен сидеть отдельно от родителей, он будет волноваться, может напугаться, когда в зале погасят свет. Если ребенку будет плохо видно, родители смогут посадить его на колени.

Что лучше: шоу со спецэффектами или спектакль?

Для первого детского впечатления о театре не стоит брать билеты на спектакль со страшным сюжетом, слишком громкой музыкой и изобилием спецэффектов. Нужно предупредить малыша, что свет в зале выключат, что будет освещена только сцена. Очень важно, чтобы ребенок не испугался.

Можно ли выбрать кукольный театр?

По мнению психологов, кукольный театр для первого раза не лучший выбор. Маленький ребенок может испугаться кукол, которые самостоятельно говорят и двигаются. Лучше остановиться на музыкальной постановке с участием профессиональных актеров.

Путешествие по театру

Пройдитесь по холлу. Рассмотрите с ребенком все фотографии в фойе, макеты декораций. Обратите внимание ребенка на красивые люстры, мраморные стены, мягкие кресла в зале. Напомните малышу, что в зале во время спектакля нельзя будет громко разговаривать, стучать ножками, шуршать конфетами. Обязательно приобретите программку, ее можно оставить на память.

В антракт обязательно посетите буфет. Это станет для ребенка еще одним открытием, что в театре есть специальное место, где можно заказать мороженое, сладкую газировку.

Если ребенку не понравилось в театре, если он капризничает, плачет, лучше уйти домой, не ругая его и не настаивая на продолжении просмотра. Значит, что еще не время, пусть малыш немного подрастет, возможно, со временем он станет заядлым театралом.

После просмотра спектакля обязательно обсудите постановку дома. Пусть ребенок сам расскажет о спектакле другим членам семьи: бабушке, папе. Если у ребенка появились вопросы, постарайтесь ответить на них. Помните, как сказал В.И. Немирович-Данченко, «спектакль дозревает дома». 

Ребенок осваивает свой первый навык по управлению телом примерно в 2-3 месяца, тогда он начинает держать головку самостоятельно. Считается нормой, если ребенок к трем месяцам начинает твердо держать головку, находясь в вертикальном положении. Но по статистике последних лет видно, что многие малыши уже в 2 месяца удерживают головку. Многие мамы начинают паниковать, если к трем месяцам долгожданное событие не произошло. Что же должен пройти малыш, чтобы научиться этому навыку?

1. С рождения и до шести недель. Малыш не контролирует работу мышц шеи, поэтому не может держать головку. До шести недель головку ребенка необходимо поддерживать, когда вы купаете, кормите малыша, чтобы не повредить хрупкие шейные позвонки. Если вы наблюдаете, что месячный ребенок держит головку, не радуйтесь. Лучше покажите его врачу, это может быть признаком того, что у ребенка повышено внутричерепное давление.

2. Две-три недели от рождения. После того, как пупочная ранка затянется, малыша нужно выкладывать на животик. Так у малыша срабатывает инстинкт самосохранения, и он будет приподнимать головку и поворачивать ее на бок. Чем чаще вы будете это делать, тем больше будут тренироваться мышцы шеи. Если ребенок не желает лежать на животике, необходимо настаивать. Отвлекайте ребенка, улыбайтесь, гладьте его по спинке, показывайте игрушки. Желательно делать такие процедуры несколько раз в день перед кормлениями. Это поможет и в борьбе с коликами.

3. Шесть недель и старше. С 1,5 месяцев малыш начинает приподнимать головку на 45 градусов из положения лежа. Он сможет удерживать головку в течение одной минуты. В 8 недели будут первые попытки удержать головку в вертикальном положении. Мама сможет заметить, что ребенок будет пытаться удержать головку ребенка вровень с туловищем.

4. С двух до трех месяцев. В этот период в положении лежа на животе, малыш уже держит головку, также он может держать голову, когда мама держит его вертикально. Малыша нужно постоянно страховать, поддерживая головку.

5. Четыре месяца. Помимо твердого удержания головки, малыш уверенно приподнимает верхнюю часть туловища, лежа на животике.

6. Пять месяцев. Ребенок может приподнимать верхнюю часть туловища и поворачивает головку в разные стороны, рассматривая окружающий мир.

Если наблюдается явная задержка в развитии ребенка, нужно показать малыша врачу невропатологу и педиатру. Если малыш, лежа на животе, не может поворачивать голову, это означает неврологические проблемы, решение будет включать сеансы массажа и комплексную лекарственную терапию.

Трехмесячный малыш может не держать головку в следующих случаях:

  • Неврологические проблемы, врожденные проблемы в результате сложных родов.
  • Низкий тонус мышц. Домашним массажем не обойтись. Необходим курс профессионального массажа.
  • Родители не занимались ребенком, не выкладывали его на животик для укрепления плечевого пояса и мышц шеи.
  • Недоношенный ребенок, родившийся с малой массой тела. Происходит небольшая задержка в развитии. Как только ребенок наберет нужный вес, он сможет догнать своих сверстников в развитии. Если у матери не хватает грудного молока, нужно проконсультироваться со специалистом по грудному вскармливанию и ввести соответствующий докорм смесью.
  • Малыш держит голову под наклоном. Врач может назначить специальный массаж, возможно ребенку необходимо будет некоторое время носить подушечку, выравнивающую положение головы. Положение ребенка в кроватке нужно постоянно менять, чтобы он поворачивал головку в разные стороны и угол его зрения менялся. 

Данный вопрос рано или поздно встает перед всеми родителями. Некоторые считают, что не произойдет ничего страшного, если мама отлучится на полчаса в магазин, а малыш поспит в кроватке или посмотрит мультики. Некоторые предпочитают совсем не оставлять детей дома одних лет до десяти. Кто же прав?

Психологи утверждают, что детей до семи лет оставлять дома одних нельзя. В некоторых странах даже есть наказание для родителей, оставивших ребенка до 12 лет одного в квартире. Не стоит равняться на соседских детей или на примеры ваших знакомых. Все дети разные и дело даже не в возрасте. У каждого ребенка свой характер, свои особенности. Необходимо понимать, насколько сам ребенок готов к этому ответственному шагу. Некоторые дети с раннего возраста чувствуют себя взрослыми, некоторые дети даже в школьном возрасте держатся за мамину юбку и не готовы к самостоятельности.

Как понять, готов ли ребенок остаться один?

Можно устроить небольшой тест. Отвечайте «да» или «нет» на поставленные вопросы, если вы ответите «нет» более чем на два вопроса, ребенок пока не готов оставаться дома один.

  • Ребенок спокойно играет в закрытой комнате, он не боится оставаться в замкнутом пространстве.

  • Ребенок отлично понимает, что можно делать, а что нельзя.

  • Ребенок знает, как занять себя, может играть сам.

  • Ребенок умеет пользоваться мобильным или городским телефоном и сможет вам позвонить. Ребенок знает ваш телефон.

  • Малыш сможет сам налить себе воды, попить.

  • Ребенок ответственный, он убирает за собой игрушки, помогает вам в уборке, ему не нужно напоминать об уборке несколько раз.

  • Ребенок не мстителен, он не будет долгое время обижаться на вас, желать отомстить, за то, что остался дома один.

  • Действия вашего ребенка не нужно контролировать, он и так приучен соблюдать режим.

  • Вы на 100% уверены в вашем ребенке, что он не откроет окно, не заберется на подоконник, не будет трогать розетки, утюг, включать плиту и т.д.

  • Ребенок умеет реально оценивать свои действия.

  • Если что-то произойдет и ребенок испугается, он сразу позвонит вам.

Оставлять или не оставлять?

Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного, если он плачет и не хочет оставаться. Впервые можно оставить ребенка одного не более чем на пятнадцать минут. Время должно увеличиваться постепенно. Семилетнего ребенка, по мнению психолога, можно оставлять одного не более чем на один час. После истечения этого времени ребенок может найти себе занятие, которое вряд ли понравится родителям.

Вы должны четко сказать ребенку, куда и зачем вы идете и когда вернетесь. Покажите ему на часах, в какое время вы придете, и будьте пунктуальными.

Ребенок должен знать, как вести себя в нестандартной ситуации. Сделайте специальные карточки, на которых напишите номера телефонов, куда ребенок сможет позвонить. Обезопасьте дом по максимуму: заблокируйте розетки, закройте балкон, отключите газ.

После того, как вы вернетесь домой, обязательно поинтересуйтесь, чем ребенок занимался, если он что-то сделал не то, не ругайте, объясните спокойно, почему так делать нельзя или опасно.

Не стоит устраивать ребенку проверки, звоня в дверь и не отзываться, когда ребенок спрашивает кто это. В конце концов, ребенок или сильно напугается, или просто поймет, что это вы, и в следующий раз, когда за дверью будет посторонний, решит, что это опять розыгрыш.

Не оставляйте ребенка одного на ночь. Если днем ребенок может себя чем-то занять, то ночью его страхи обостряются, у него появляется чувство, что его бросили. Доказано, что многие проблемы, с которыми сталкиваются взрослые, были получены в результате психологических травм, полученных в глубоком детстве. И одна из таких травм – нахождение дома в одиночестве, тоска по маме, глубокая обида на родителей за недостаточное внимание.

Правильный выбор обуви для первых шагов очень важен, поскольку именно в это время происходит процесс формирования детской ножки, мягких хрящиков в прочные кости. В ступне маленького ребенка хрящевой и жировой ткани больше, чем костной, поэтому ножки подвержены деформации и еще очень хрупкие.

Как утверждает статистика, 98% новорожденных малышей имеют здоровые ножки, но у многих из них наблюдается физиологическое плоскостопие, проходящее к годам четырем. Ступни малышей только кажутся плоскими, на самом деле они покрыты толстым слоем жирка, который постепенно исчезает и своды стопы малыша меняются.

Подбирая детскую обувь, родители должны понимать свою главную задачу: не навредить здоровым ножкам, обеспечить природное, естественное развитие. Конечно, речь идет только о здоровых ножках, если у малыша с рождения отмечены некоторые отклонения в развитии стопы, необходима консультация ортопеда и подбор специальной ортопедической обуви.

Какой должна быть первая детская обувь?

Поскольку ножки малыша пластичные и мягкие, обувь должна быть такой же: гибкой, мягкой и иметь естественную форму. Носочная часть должна быть шире, чем пяточная. В области пальчиков она должна быть просторной, чтобы ничто не вызывало дискомфорта. Слишком узкая обувь можно привести к деформации стопы и нарушению кровообращения.

Обувь должна быть изготовлена из дышащего, натурального материала, поскольку через ступни малыша выводится вдвое больше влаги, чем у взрослого. Мягкая кожа обладает самым высоким показателем по воздухопроницаемости. В такой обуви ножки могут дышать и оставаться чистыми и сухими.

При выборе стоит обратить внимание на подошву. Она должна быть достаточно гибкой и эластичной, чтобы стопа совершала движения, как при ходьбе босиком.

Только что начинающий ходить малыш делает около 170 шажков в минуту, поэтому обувь должна быть очень легкой.

Обязательна хорошая фиксация обуви на ножке малыша. Застежки должны регулировать подъем, обувь должна легко обуваться и сниматься. Задник должен надежно фиксировать пятку, задник должен быть устойчивым. Обувь не должна деформироваться при ходьбе, не должна соскакивать с ножки. Между областью пяточного сухожилия и краем задника должно быть небольшое расстояние, чтобы проходил кончик мизинца.

Тщательно стоит выбирать длину обуви. Лучше примерить обувь, а не доверять словам продавца. Наденьте обувь на ребенка, поставьте его на ножки. Пощупайте сами, где находится большой палец малыша. Между пальцами и краем обуви должен быть промежуток около 1 см, принцип «сидит, как влитая», тут не пройдет. Каждый 6-8 недель обязательно нужно измерять детские ножки, чтобы убедиться, что обувь не жмет и не натирает.

Заботясь о здоровье ножек маленького ребенка с первого шага, родители закладывают основу для правильного развития стопы и всего опорно-двигательного аппарата в целом.

Чтобы покормить ребенка 6-8 месяцев родителям иногда приходиться идти на различные ухищрения. Дети уворачиваются от ложки, разливают суп, стараются запустить обе руки в кашу.  В возрасте около года родители начинают постепенно приучать малыша кушать самостоятельно.

Первые попытки ребенка кушать самостоятельно

Не нужно ругать ребенка за то, что он запустил ручки в тарелку с супом и опрокинул ее. Это первые шаги малыша научиться питаться самостоятельно. Конечно, родителям предстоит много раз еще убирать за ребенком и пролитый суп, и перевернутую кашу, и стирать детскую одежду. Без этого научить ребенка пользоваться столовыми приборами не получится. Сначала ребенок будет опускать в тарелку ручки, затем он начнет сам выхватывать ложку из рук матери, оценив ее преимущества. На этом этапе можно вручить малышу собственную ложку, чтобы занять его внимание во время кормления. Если ручки ребенка будут заняты ложкой, дело пойдет проще, руки не окажутся в супе.

Позже малыш будет пробовать ложку на вкус, стараясь зачерпнуть в ложку что-то вкусное и попытаться донести до рта. Чаще всего ложка будет проноситься мимо рта, а содержимое выливаться на пол, но со временем у малыша все получится.

Заблуждения родителей при обучении малыша

Если проявить настойчивость и терпение научить ребенка есть самостоятельно не так уж и сложно. Иногда родителям не хватает терпения, а это влечет за собой некоторые проблемы.

Не стоит пытаться накормить малыша, если он желает взять ложку в руки и пытаться зачерпнуть пищу самостоятельно. Не стоит говорить малышу, что «он еще маленький». Ребенок может привыкнуть и просто потеряет интерес к происходящему. Он постоянно будет рассчитывать на то, что мама его покормит и научить его кушать самостоятельно будет трудно.

Не стоит отнимать у малыша ложку, если у него ничего не получается и каждый раз содержимое ложки оказывается на полу, на одежде и на столике. Маме просто не хочется возиться с уборкой и переодеванием малыша, ей легче накормить кроху самостоятельно. Обучение при таком подходе может затянуться на годы, ведь ребенок будет думать, что ему не нужно чему-то учиться, если родители все готовы сделать за него.

Не стоит торопиться и вручать малышу ложку раньше, чем у него проснулся интерес к этому прибору. Если заставлять ребенка есть самостоятельно, он будет только капризничать и ни к чему хорошему это не приведет.

Как найти оптимальное решение?

Серьезный процесс обучения стоит начинать в возрасте от 10 до 12 месяцев. В этом возрасте у малыша достаточно развита моторика рук и появляется интерес к освоению нового процесса. Откладывать процесс знакомства с ложкой не стоит.

Необходимо подобрать для ребенка удобный стульчик для кормления, чтобы малыш легко мог дотянуться до тарелки и донести ложку до рта. Чтобы ребенок меньше пачкал одежду, необходимо во время кормления надевать на него нагрудничек или слюнявчик.

Не допускайте, чтобы ложка стала предметом игры. Это и вопрос гигиены, и психологии, и воспитания.

Как выбрать первую ложку для малыша?

При выборе детской ложки нужно учесть несколько моментов:

Удобство. Ложка должна быть небольшой, чтобы умещалась в ротике ребенка. Ручка у ложки должна быть достаточно широкой.  Есть ложечки со специальным покрытием, чувствительным к температуре. Если еда горячая, ложка меняет свою расцветку, говоря о том, что блюдо нужно остудить.

Материал. Чаще всего применяют пластиковые ложки. Необходимо, чтобы ложки были изготовлены из безопасного пластика. Деревянные ложечки плохо подходят для кормления малыша, в порах дерева могут скапливаться микробы и грязь. Алюминиевые ложки могут содержать вредные примеси.

Дизайн. Ложка должна быть яркой и красочной, чтобы привлечь ребенка, но она не должна быть игрушкой

Многие родители, воспитывая малыша, пытаются через него реализовать свои собственные мечты. Они заставляют ребенка заниматься музыкой или танцами, не обращая внимание на то, что ребенку это не интересно. Это неверный подход к вопросу и ни к чему хорошему он не приведет. В вопросе выбора секции или кружка необходимо ориентироваться на реальные способности малыша и его пожелания. Как же понять, чем больше увлечен ребенок? Как оценить его потенциальные способности? Чтобы определиться, нужно внимательно понаблюдать за ребенком.

Выбор зависит от темперамента ребенка

Во многом выбор хобби зависит от характера ребенка. Меланхолики обычно выбирают творческие секции и кружки. Дети с таким характером легкоранимы, они склонны к проявлению глубоких чувств, впечатлительны. Можно сводить такого ребенка на пробное занятие в музыкальную школу, ИЗО-студию, на занятия по фигурному катанию или художественной гимнастике. Вы наглядно увидите, что увлечет вашего малыша и продолжать ли занятия в этой секции.

Если ваш ребенок – флегматик, ему будет интересен компьютерный или технический кружок, спортивные секции (теннис, конный спорт, плавание). Флегматики обладают трезвым умом и развитым пространственным мышлением, рассудительностью, поэтому такие сферы деятельности для него максимально подходят.

Малышу-сангвинику может понравиться в студии фотографии, в драматическом кружке или в кружке иностранного языка. Сангвиники любят позировать, быть в центре внимания, раскрывая свою натуру с разных сторон.

Если ребенок – холерик, его можно отвести в секцию верховой езды, стрельбы, фехтования. Подвижный и импульсивный холерик достигнет успеха в этих сферах деятельности. Также такой ребенок может легко научиться играть на музыкальных инструментах.

В каком возрасте можно посещать кружок?

Слишком раннее знакомство малыша с кружками и секциями может иметь печальные последствия. Ребенок не только не оценит это, у него может выработаться стойкое нежелание посещать такие занятия.

Школу иностранных языков, школу раннего развития, изостудию, танцевальные кружки можно посещать, начиная с 3-4 лет. С пяти лет дети могут освоить ролики, коньки, лыжи или плавание.  В 6-7 лет ребенка можно записать в кружок по шахматам, в студию фотографии, в секцию хоккея, компьютерный кружок.

Занятия в секциях и здоровье малыша

Состояние здоровья должно также учитываться при выборе кружка или секции. Если у ребенка есть хронические болезни, выбор кружка (особенно секции) нужно согласовать с педиатром. Некоторые спортивные нагрузки могут существенно ухудшить состояние здоровья, особенно если у ребенка серьезные патологии. Некоторые секции наоборот будут полезными для здоровья. Чтобы укрепить иммунную систему, часто болеющим детям рекомендуют плавание.

Некоторые аспекты выбора кружка

Родители должны принимать во внимание территориальное расположение учреждения доп. образования. Необходимо, чтобы ребенок мог в дальнейшем сам добираться до секции.

Не стоит забывать, что посещение любой секции стоит определенных денег. Реально оцените свои возможности, чтобы не пришлось ребенку отказываться от посещения любимой секции из-за того, что у родителей не будет финансовых возможностей. Помимо оплаты занятий нужно будет еще приобретать аксессуары, специальную одежду и обувь.

Не нужно записывать ребенка сразу в несколько кружков. Вместо удовольствия ребенок будет чувствовать усталость, особенно в то время, когда ему придется еще заниматься в школе.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что интересы и увлечения ребенка будут меняться. Очень редко случается, что ребенок находит себе хобби сразу и на всю жизнь. Не стоит смеяться над ребенком и ругать, если он вдруг заявит, что вместо игры на скрипке он хочет гонять в футбол. Главная задача на этом этапе – поддержать ребенка и направить его детскую энергию в нужное русло, предоставив ему право выбора.