Многие родители, ожидая поступления ребенка в детский сад, рисуют себе красивые картинки, как малыш с радость просыпается утром, быстро собирается и вприпрыжку бежит к своим любимым друзьям и воспитателям, а вечером с упоением рассказывает об играх и занятиях, которыми занимался в течение дня. Однако, зачастую мечты разбиваются о реальность, и посещение садика становится каторгой для ребенка и пыткой для родителей.
Противостояние может быть открытым. Малыш заявляет напрямую, что не хочет идти в детский сад, плачет, просит родителей не уходить или забрать его с собой или уговаривает, подыскивая различные аргументы в пользу того, что не может остаться в саду. А может случиться так, что, вроде, внешне он спокоен, но стал отказываться вставать по утрам или затягивать время сборов. Возможно, вы замечаете перемену в настроении и поведении. Раньше ребенок был оптимистичным и веселым, а с поступлением в детский сад замкнулся, грустит и меньше улыбается. Еще одним признаком того, что малышу не комфортно, может являться нежелание говорить о садике. Он не рассказывает о том, чем занимался в течение дня, что ел, с кем играл. Как будто детского сада в его жизни не существует. Или, наоборот, говорит много, но только в негативных тонах: его обижают, толкают, делают замечания, заставляют есть и спать. Если время адаптации прошло, а ребенок много и продолжительно болеет, это тоже может стать поводом задуматься, насколько комфортно пребывание малыша в группе.
Если у мамы есть возможность оставить ребенка дома и на некоторое время отказаться от посещения детского сада, это может оказаться одним из выходов. Но все же детский сад нужен. И не только ребенку, а семье в целом. Именно там малыш приобретает такие важные для его социализации навыки.
Ребенок учится общаться с другими людьми. Такими же, как он. Попадая в разные ситуации, малыш учится вести себя соответственно, преодолевает естественный эгоцентризм, тренируется мыслить не только категориями “я” и “мое”, но также “мы” и “наше”. Начиная с 3-х летнего возраста потребность в самоопределении и самоидентификации возрастает, а для этого нужна компания подобных, коллектив.
Учиться нужно не только на своих ошибках, и понимать что такое хорошо, а что такое плохо можно наблюдая за сверстниками. И, желательно, чтобы было из кого выбрать. В таком случае появляется возможность примерить «на себя» различные образы и модели поведения. А предполагая реакцию взрослого, можно корректировать свои действия. Причем, очень важно, что нужна реакция не родителей, а постороннего взрослого, которые показывает общие нормы и правила.
В дошкольном возрасте проще принять авторитет чужого взрослого. Этот навык необходим для будущей жизни, когда, повзрослев, ребенок пойдет в школу, потом в институт и на работу. Хотя, касается это не только трудовой сферы.
Люди, живущие в социуме, в том числе, и дети, являются “зеркалами” друг друга. Поведение и действия одного, несомненно, приведут к реакции его окружения. Близкие люди часто прощают то, что не станут прощать чужие. И в детском саду ребенок быстрее поймет, что нарушение чужих границ повлечет за собой определенные, зачастую, неприятные для него последствия.
В наше время к людям, работающим с детьми, предъявляют очень высокие профессиональные требования. Воспитатель – это человек с высшим образованием, который имеет представление о психологических особенностях дошкольного возраста, обладает навыками преподавания многих дисциплин в игровой форме, умеет найти индивидуальный подход к ребенку и указать родителям на моменты, которые могут требовать повышенного внимания или корректировки внутри семьи. Посещая детский сад, ребенок сможет получить азы музыкальных знаний, станет более ловким и сильным, благодаря регулярным занятиям физкультурой, узнает много интересного и нового об окружающем мире, подготовится к школе. Вряд ли у каждого из нас есть член семьи с качественной педагогической подготовкой по все указанным дисциплинам, готовый работать с ребенком 5 дней в неделю на протяжении 8 часов подряд.
Детский сад стимулирует развитие навыков самообслуживания. Детки быстрее привыкают самостоятельно одеваться и раздеваться, готовясь ко сну, посещать уборную, регулярно мыть руки, наводить порядок и заправлять постель после сна. На это в детском саду особо обращают внимание и выделяют специальное время. вам же, как родителям, остается пожинать плоды самостоятельности дома, наслаждаясь процессом со стороны.
Ребенок, посещающий детский сад, дает маме возможность вернуться на работу. Или, если в этом нет необходимости, женщина имеет право отдохнуть и уделить время себе после как минимум полутора лет игры на вторых ролях. Отдохнувшая и реализованная в социуме мама – настоящее счастье для всей семьи.
При необходимости можно отдать малыша в ясли - сад и в 1,5 года. А кому-то может показаться, что и к 6 годам ребенок недостаточно готов к посещению дошкольного учреждения. Большинство садов принимают деток в младшую группу с 3 лет. Это сложный период, потому что совпадает с первым возрастным кризисом, который влечет за собой серьезные изменения в развитие ребенка. Малышу и так сложно с самим собой, а ту еще вдобавок и новые люди, обстановка, правила и режим. Однако, по достижении ребенком указанного возраста, у мамы заканчивается отпуск по уходу за ребенком, и родители встают перед выбором: либо возвращаться на работу и всё-таки устраивать ребенка в детский сад, либо увольняться или искать вид деятельности, который позволит зарабатывать без отрыва от воспитания и домашних хлопот. Далеко не многие могут похвастаться бабушками и дедушками, готовыми полностью заменить их и воспитывать внуков на постоянной основе, или нанять няню на полный рабочий день 5 дней в неделю.
Специалисты по возрастной психологии считают оптимальным возрастом для начала посещения детского сада 4 года. К этому моменту основное напряжение кризиса спадает, малыш начинает требовать длительного и качественного контакта со сверстниками, хорошо понимает и усваивает правила и границы, может их достаточно безболезненно соблюдать. Еще одной особенностью этого возраста является то, что ребенку, попавшему в новый коллектив, не составляет труда найти себе компанию, найти своё место, даже если все детки в группе знакомы с яселек. В 5-6 лет это займет больше времени и процесс вливания в новый коллектив проходит на порядок сложнее.
Адаптационный период. Адаптация – это приспособление у изменившимся условиям. Этот процесс очень энергозатратен для ребенка и ведет к сильному психическому напряжению.
Сложные отношения с воспитателем. Каким бы грамотным и опытным ни был специалист, он все равно остается человеком, и человеческий фактор никуда не деть. С одним и тем же воспитателем у каждого ребенка выстраиваются свои отношения. У кого-то лучше теплее и ближе, у кого–то хуже, более натянуто и отстраненно. Иногда возникает ситуация, которую можно обрисовать «не сошлись характерами». Такое чаще случается, если воспитатель придерживается авторитарного стиля общения с детьми.
Нелюбимая еда. Каждый ребенок уникален. И во вкусовых предпочтениях тоже. В детском саду же сложно представить ситуацию, где на кухне каждому отдельно будут готовить его любимые кушанья. Меню сбалансировано, максимально полезно и одинаково для всех. Исключение составляют детки с особыми медицинскими показаниями, например аллергики. Если ребенок не привык есть, например, кашу на завтрак или тушеные овощи с рыбной котлетой, то посещение садика станет для него пыткой.
Обязательное соблюдение режима, включая прогулки и сон. Многие дети с трудом укладываются на дневной сон. Особенно, когда вокруг друзья и неоконченная игра. К 6-летнему возрасту многие дети уже обходятся дома без дневного сна и соблюдать общий режим учреждения им становится еще сложнее. Обязательные прогулки тоже могут вызывать негативную реакцию ребенка. Точнее, одевание и раздевание. Малышу приходится действовать в определенном заданном ритме, за которым он может не успевать. К этому может привести гиперопека со стороны родителей и отсутствие навыков самообслуживания.
Гиперопека. Любовь и забота в семейном кругу крайне важны для гармоничного взросления ребенка. Однако, ребенок, привыкший к посторонней помощи дома, может оказаться пассивным и медлительным в незнакомой обстановке. Такие дети часто безынициативны, пугливы и отстранены в ситуациях, где нет поддержки взрослых. В группах детского сада, где зачастую количество детей приближается к 30, таким детям очень непросто. Они чувствуют одиночество, страх, растеряны и подавлены.
Обиды и насмешники со стороны сверстников. Предметом насмешек могут быть:
Скорее всего за насмешками нет желания именно обидеть другого ребенка, причинить ему боль специально. Чаще за этим стоит желание обидчика самоутвердиться и быть в центре внимания сверстников. Однако, если ребенок стал предметом насмешек со стороны других ребят в группе, вполне вероятно, что возникнет желание избегать столкновений и самым простым решением будет бегство из сложившейся ситуации, которое будет выражаться в нежелании посещать детский сад.
Агрессивные дети, которые не умеют справляться со своими особенностями. Их часто отстраняют, чтобы избежать травм и конфликтов, что может задеть и обидеть малыша. Отсюда – нежелание ходить в сад.
Стеснительные дети, которых часто дразнят и задирают более активные.
Гиперактивные дети. Они нередко получают замечания и порицания со стороны воспитателей, что допускает пренебрежительное к ним отношение со стороны сверстников.
«Неудобные дети», которые не готовы подчиняться правилам и авторитетам.
Часто болеющие дети. Они дольше других не могут найти себе компанию и долго остаются в коллективе чужими.
Родители могут сделать адаптацию и пребывание ребёнка в саду комфортным. Требуется немного усилий, и результат не заставит себя ждать. Начните с подготовки.
Естественно, каждая ситуация уникальна и требует индивидуального подхода. От подводных камней не защищен никто, но минимизировать отрицательные эмоции в силах каждого из нас. Если вы заметили, что с вашим ребенком происходят какие-либо изменения, не бойтесь обращаться к работникам детского сада. Воспитатели и психологи заинтересованы в том, чтобы их воспитанникам было легко и комфортно, а родители были уверены и спокойны.