Настройки версии для слабовидящих
  Развернуть
Размер шрифта
А
А
А
Изображения
Выключить
Интервал
1
 
2
 
3
Шрифт
С засечками
  Свернуть
город получения заказа:
Санкт-Петербург
Выберите округ
Северо-Западный
Центральный
Южный
Дальневосточный
Сибирский
Уральский
Приволжский
Северо-Кавказский
или воспрользуйтесь поиском
перейти в:
способ доставки:
мой кабинет:

Первые слова вашего малыша

Практически все родители проявляют беспокойство по поводу речевого развития ребенка. Сначала родители хотят, чтобы их ребенок быстрее заговорил, а потом хотят, чтобы он хотя бы пять минут помолчал.

Вопрос о первых словах ребенка очень сложен. Каждый ребенок индивидуален и то, когда и какие слова он произнесет, нельзя предугадать.

Освоение речи

Малыш начинает осваивать речь задолго до того, как начинает говорить, он общается с взрослыми с помощью плача и жестов. Специалисты утверждают, что существует много разновидностей детского плача, которые свидетельствуют о боли, скуке, недовольстве.  

Существует заблуждение, что первое слово малыша – «мама», но это далеко не так. Конечно, это слово для малыша произнести не сложно, но ему также несложно может получиться «баба» или «папа». Ребенок, произнося слова, не ассоциирует их с каким-то конкретным родственником. Малыш может называть словом «мама» любого взрослого человека. Детской речи свойственны обобщения, часто непонятные взрослому уму.

Первые слова малыша практически всегда состоят из однотипных повторяющихся слогов. Поскольку в русском языке чаще встречаются открытые слоги, малыш, имитируя слова, упрощает их. Он может удваивать слога (вместо киса говорить кики) или упрощать (ка вместо пока). При этом «ка» будет означать и слово «пока», и «собака».

Замечено, что в 99% случаев первые слова ребенка – это существительные, которые обозначают игрушки, людей, животных. Это объясняется тем, что ребенку интересно то, что его окружает, и он пытается дать предметам название.

На следующем этапе малыш начинает произносить указательные местоимения или глаголы в повелительном наклонении. Такие слова являются первой ступенькой к началу диалога. «Иди», «возьми», «дай» - эти слова ребенок начинает комбинировать с существительными, например, говоря «Мама, дай!».

Позже малыш сможет описывать события: «Ляля ням» и т.п. 

Когда малыш заговорит?

Нельзя точно сказать, когда малыш заговорит. Дети развиваются по – разному и в развитии речи использовать на первом этапе слово «надо» нельзя. Есть случаи, когда ребенок без видимых причин не говорит до трех лет, а есть, когда малыш начинает чисто говорить уже в девять месяцев.

Рамки речевого развития очень широки: от восьми месяцев до трех-четырех лет. Конечно, если малыш не произносит ни одного звука после года, а после двух лет не говорит имеющие смысл слова,  появляется повод для обращения к логопеду и неврологу. Специалист сможет определить, есть ли проблема, и требуется ли вмешательство.

Как помочь малышу начать общаться?

Необходимо чаще говорить с малышом. Нужно комментировать все его действия, описывать подробно предметы, объяснять, что «ножки бегут по дорожке» и т.д.

Вместе с малышом нужно рассматривать книжки, рассказывать сказки, типа «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Такие сказки наилучшим образом определяют потребности малыша в данный возрастной период.

Некоторые специалисты рекомендуют методику Глена Домана. Она заключается в демонстрации малышу иллюстрированных карточек с изображением различных существ, предметов, растений. Такие карточки есть и в виде удобных компьютерных презентаций.

Иногда у детей бывают периоды «осознанного молчания». Малыш перестает накапливать словарный запас. На самом деле мозг ребенка в это время обрабатывает большое количество поступивших новых знаний, со временем они проявятся в виде скачка в развитии.

Что может задержать развитие речи?

  • билингвизм. Если семья часто меняет место жительство, переезжает из страны в страну, дети слышат постоянно разную речь дома и на улице. Это же случается в интернациональных браках. Дети в таких семьях начинают говорить позже своих сверстников. Ребенку трудно понять два языка, ведь каждый предмет имеет два названия.
  • недостаточность общения. Там, где уже есть дети, малыши начинают говорить чище и быстрее, ведь они копируют разговор старших. Чем больше малыш общается со своими сверстниками, тем быстрее он начинает говорить, его словарный запас быстрее пополняется.
  • большое количество запретов и недостаток впечатлений. Необходимо постоянно обновлять окружение ребенка: покупать новые игрушки, книги. Гуляйте с малышом постоянно в разных местах, посещайте детские мероприятия. Новые впечатления и эмоции стимулируют мыслительную деятельность, речевой центр. Если вы все запрещаете малышу, у него пропадает тяга к изучению нового.