В настоящее время очень популярна идея раннего развития ребенка. Многие родители считают, что раннее развитие чрезвычайно важно и усиленного занимаются с ребенком дома или водят его в специальный детский центр. На самом ли деле раннее развитие так необходимо и если да, то для чего?
Для начала попробуем разобраться, что подразумевается под ранним развитием. Некоторые родители, хвастаясь высоким уровнем своего малыша, говорят о знании английских букв, цифр и т.п. Но развитие ребенка и его обучение – разные понятия и развитие малыша гораздо важнее в этом возрасте. До года младенцу нужно только одно – любовь и материнское внимание. Это и будет служить стимулом для эмоционального развития ребенка и толчком к желанию познавать окружающее пространство.
Ранним развитием считается возраст малыша от года до трех лет. В этот период происходят изменения в трех основных областях: крупная моторика, развитие речи и предметная деятельность. От того, насколько ребенок справится с этими задачами, будет зависеть его дальнейшее развитие.
Ребенок учится ходить, как только он научится это делать, его возможности в освоении мира значительно расширятся. Поскольку руки ребенка уже не используются для движения, он может исследовать ими большое количество предметов, ощупывать и изучать окружающие предметы. В этот период необходимо предоставить ребенку разнообразные объекты для изучения их в зоне его досягаемости. Это и будет его развитие на данном этапе.
Предметная деятельность – это многообразие действий, которые можно производить с окружающими материалами и предметами. Переливать, пересыпать, стучать, закрывать и открывать, вкладывать, прятать и находить – эти действия ребенок учится производить с окружающими предметами. Ребенок учится различать предметы по цвету, структуре, величине, форме, материалу.
Изучая предметы, ребенок узнает о том, что они разные и у них разные предназначения, и играть с ними можно по-разному. Самое главное, в результате этих действий начинает формироваться наглядно-действенное мышление. Это является первой ступенью к интеллектуальному развитию ребенка.
Речь позволяет ребенку общаться с другими детьми, а также со взрослыми. Он может сообщать о своих потребностях, получать от других новую информацию, осмысливать ее.
Развитие речи трудно переоценить, это важнейший инструмент воспитания. Для этого необходимо постоянно разговаривать с малышом, говорить, что происходит в его жизни, комментировать то, что он видит. После того, как ребенку исполнится год, нужно побуждать ребенка к диалогу. Стоит задавать ребенку простые вопросы, на которые ребенок может дать простой ответ. После того как это будет у ребенка получаться, то стоит переходить к освоению ответов простыми предложениями.
Все другие занятия с ребенком являются по сути продолжением этих трех. Так, аппликация, рисование, конструирование, развитие мелкой моторики – это расширение предметной деятельности. Песенки, пальчиковые игры, чтение книг, рассказывание сказок – это важные инструменты для развития речи.
В настоящее время есть множество методик и программ, применяемых для развития. Более подробно остановимся на двух системах занятий с малышами от года до трех лет: обучение по системе Монтессори (в свободной деятельности) и обучение с использованием комплексных упражнений и игр. Некоторые центры совмещают эти виды обучения.
1. О методе Монтессори в настоящее время знают не только профессионалы, но и многие родители. И поэтому, записывая ребенка в центр, интересуются, применяется ли там этот метод.
Начнем с того, что не использовать этот метод совсем не получиться. В каждом доме, где растет малыш, есть рамочки с молниями, пуговицами, застежками для тренировки пальчиков. Есть шнуровки, есть сортеры с отверстиями, в которые нужно вставлять фигуры разной формы. Принцип действия таких игрушек придумала Мария Монтессори. Если специальных игрушек нет, подойдут два стаканчика, фасоль, ложка. Это будет монтессори-материал, которым ребенком будет заниматься, перекладывая фасоль из емкости в емкость. Конечно, делать это нужно только под присмотром взрослого.
В центрах используется именно метод Монтессори. Занятия проходят в специальной комнате, наполненной специальными игрушками и материалами. В процессе занятий ребенок может свободно перемещаться по комнате и брать те игрушки, которые нравятся ему. Есть некоторые ограничения при этом:
2. Комплексные занятия, построенные по определенной схеме, являются полной противоположностью методу Монтессори. Занятия включают в себя конкретные блоки: развитие мелкой и крупной моторики, музыка, начальное речевое развитие, расширенное представление об окружающем мире и т.п. Каждый блок включают конкретные игры и задания. Они подбираются с учетом возрастных особенностей.
Чтобы занятия были эффективными, они должны учитывать много моментов, среди которых эмоциональное состояние детей, индивидуальный уровень развития. Нужно помнить, что целенаправленность еще только зарождается у маленьких детей. Ребенок может быстро потерять интерес к занятиям, если они ему не нравятся. Поэтому насильно обучать малыша до трех лет нельзя, если вы хотите добиться результатов.
Какой же метод занятий предпочтительнее? Если вам важнее то, чтобы малыш самостоятельно выбирал занятие и стал самостоятельным, тогда вам нужно в монтессори-центр. На занятиях ребенок будет учиться контролировать свои собственные желания и уважать желания других детей. Многие родители наблюдали у детей, посещавших занятия, некоторые изменения в поведении:
Занятия позволяют полностью реализовывать свои интересы, при этом в том порядке и темпе, которые наиболее комфортны для малыша.
Минус этих занятий в том, что на занятиях мало внимания уделяется тому, чтобы научить ребенка выполнять задания вместе с другими детьми и играть одними игрушками. Ребенку в дальнейшем будет трудно адаптироваться к условиям обычного типового садика.
Если вам важно, чтобы ребенок большое общался в группе со сверстниками, то лучше выбирать центры с групповыми занятиями. Здесь дети учатся слышать другого человека, играть с другими детьми, общаются друг с другом. Все это ребенок делает тогда, когда рядом мама. Считается, что этот метод наиболее подходит для того, чтобы облегчить адаптацию ребенка к детскому саду. Комплексные занятия вовлекают малыша в разнообразные игры: подвижные игры, конструирование, лепка, пальчиковая гимнастика, сюжетные игры. Даже если ребенок не принимает активного участия в игре, он все равно воспринимает то, что происходит. Малыш может на занятиях не проявлять интереса к играм, а дома повторять занятия полностью или отдельные элементы.
Минус занятий – индивидуальные особенности ребенка в организованной группе труднее разглядеть. Ведь некоторым малышам нужно больше времени на игру, чем дается всем детям, а некоторые сразу теряют интерес к игре после ее начала.
Конечно, можно заниматься с ребенком и дома, но при этом следует учитывать некоторые подводные камни:
И хоть пользы в мягком и гармоничном развитии в раннем возрасте много, многие считают, что раннее развитие для ребенка не нужно. Для этого есть причины. Многие просто отказываются от направления детей в детские центры и занимаются с ними только в домашних условиях. Раннее развитие детей в этом случае тоже происходит, но это просто другой путь к формированию личности. Другие утверждают о вредности и бесполезности раннего развития. Рассмотрим две самые популярные причины:
1. «Сколько бы с ребенком не занимались, после посещения детского сада он станет таким же, как все».
В садике действительно все занятия рассчитаны на среднестатистического ребенка, и если с ребенком не заниматься дополнительно, он станет таким, как все. У каждого ребенка свои таланты и свои возможности. И только вы знаете их и должны помочь их раскрыть. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок всегда знал и умел больше, чем остальные дети, необходимо все детство вкладывать в него все эти знания и умения. Только делать это нужно так, чтобы ребенок не чувствовал принуждения.
2. «Все это вредно, не нужно ускорять естественный ход вещей, предусмотренный природой».
Перестараться с ранним развитием тоже можно. Необходимо видеть границу и понимать, какую информацию способен усвоить мозг маленького ребенка. Не стоит учить малыша цифрам, когда он не знает еще понятий «много» и «мало».
Стараясь впихнуть в ребенка большое количество информации, можно довести его до сильнейшего стресса. Развитие должно быть в силу возраста и интересов ребенка. Всегда нужно помнить поговорку «Все хорошо в меру».