Настройки версии для слабовидящих
  Развернуть
Размер шрифта
А
А
А
Изображения
Выключить
Интервал
1
 
2
 
3
Шрифт
С засечками
  Свернуть
город получения заказа:
Санкт-Петербург
Выберите округ
Северо-Западный
Центральный
Южный
Дальневосточный
Сибирский
Уральский
Приволжский
Северо-Кавказский
или воспрользуйтесь поиском
перейти в:
способ доставки:
мой кабинет:

Раннее развитие: за и против

В настоящее время очень популярна идея раннего развития ребенка. Многие родители считают, что раннее развитие чрезвычайно важно и усиленного занимаются с ребенком дома или водят его в специальный детский центр. На самом ли деле раннее развитие так необходимо и если да, то для чего?

Для начала попробуем разобраться, что подразумевается под ранним развитием. Некоторые родители, хвастаясь высоким уровнем своего малыша, говорят о знании английских букв, цифр и т.п. Но развитие ребенка и его обучение – разные понятия и развитие малыша гораздо важнее в этом возрасте. До года младенцу нужно только одно – любовь и материнское внимание. Это и будет служить стимулом для эмоционального развития ребенка и толчком к желанию познавать окружающее пространство.

Ранним развитием считается возраст малыша от года до трех лет. В этот период происходят изменения в трех основных областях: крупная моторика, развитие речи и предметная деятельность. От того, насколько ребенок справится с этими задачами, будет зависеть его дальнейшее развитие.

Освоение малышом пространства

Ребенок учится ходить, как только он научится это делать, его возможности в освоении мира значительно расширятся. Поскольку руки ребенка уже не используются для движения, он может исследовать ими большое количество предметов, ощупывать и изучать окружающие предметы. В этот период необходимо предоставить ребенку разнообразные объекты для изучения их в зоне его досягаемости. Это и будет его развитие на данном этапе.

Развитие предметной деятельности

Предметная деятельность – это многообразие действий, которые можно производить с окружающими материалами и предметами. Переливать, пересыпать, стучать, закрывать и открывать, вкладывать, прятать и находить – эти действия ребенок учится производить с окружающими предметами. Ребенок учится различать предметы по цвету, структуре, величине, форме, материалу.

Изучая предметы, ребенок узнает о том, что они разные и у них разные предназначения, и играть с ними можно по-разному. Самое главное, в результате этих действий начинает формироваться наглядно-действенное мышление. Это является первой ступенью к интеллектуальному развитию ребенка.

Развитие речи

Речь позволяет ребенку общаться с другими детьми, а также со взрослыми. Он может сообщать о своих потребностях, получать от других новую информацию, осмысливать ее.

Развитие речи трудно переоценить, это важнейший инструмент воспитания. Для этого необходимо постоянно разговаривать с малышом, говорить, что происходит в его жизни, комментировать то, что он видит. После того, как ребенку исполнится год, нужно побуждать ребенка к диалогу. Стоит задавать ребенку простые вопросы, на которые ребенок может дать простой ответ. После того как это будет у ребенка получаться, то стоит переходить к освоению ответов простыми предложениями.  

Все другие занятия с ребенком являются по сути продолжением этих трех. Так, аппликация, рисование, конструирование, развитие мелкой моторики – это расширение предметной деятельности. Песенки, пальчиковые игры, чтение книг, рассказывание сказок – это важные инструменты для развития речи.

Методики детских развивающих центров

В настоящее время есть множество методик и программ, применяемых для развития. Более подробно остановимся на двух системах занятий с малышами от года до трех лет: обучение по системе Монтессори (в свободной деятельности) и обучение с использованием комплексных упражнений и игр. Некоторые центры совмещают эти виды обучения.

1. О методе Монтессори в настоящее время знают не только профессионалы, но и многие родители. И поэтому, записывая ребенка в центр, интересуются, применяется ли там этот метод.

Начнем с того, что не использовать этот метод совсем не получиться. В каждом доме, где растет малыш, есть рамочки с молниями, пуговицами, застежками для тренировки пальчиков. Есть шнуровки, есть сортеры с отверстиями, в которые нужно вставлять фигуры разной формы. Принцип действия таких игрушек придумала Мария Монтессори. Если специальных игрушек нет, подойдут два стаканчика, фасоль, ложка. Это будет монтессори-материал, которым ребенком будет заниматься, перекладывая фасоль из емкости в емкость. Конечно, делать это нужно только под присмотром взрослого.

В центрах используется именно метод Монтессори. Занятия проходят в специальной комнате, наполненной специальными игрушками и материалами. В процессе занятий ребенок может свободно перемещаться по комнате и брать те игрушки, которые нравятся ему. Есть некоторые ограничения при этом:

  • Каждый ребенок должен играть самостоятельно.
  • После занятий необходимо убирать игрушки и материалы.
  • Каждая игрушка предлагается в единственном экземпляре.

2. Комплексные занятия, построенные по определенной схеме, являются полной противоположностью методу Монтессори. Занятия включают в себя конкретные блоки: развитие мелкой и крупной моторики, музыка, начальное речевое развитие, расширенное представление об окружающем мире и т.п. Каждый блок включают конкретные игры и задания. Они подбираются с учетом возрастных особенностей.

Чтобы занятия были эффективными, они должны учитывать много моментов, среди которых эмоциональное состояние детей, индивидуальный уровень развития.  Нужно помнить, что целенаправленность еще только зарождается у маленьких детей. Ребенок может быстро потерять интерес к занятиям, если они ему не нравятся. Поэтому насильно обучать малыша до трех лет нельзя, если вы хотите добиться результатов.

Преимущества и недостатки методов

Какой же метод занятий предпочтительнее? Если вам важнее то, чтобы малыш самостоятельно выбирал занятие и стал самостоятельным, тогда вам нужно в монтессори-центр. На занятиях ребенок будет учиться контролировать свои собственные желания и уважать желания других детей. Многие родители наблюдали у детей, посещавших занятия, некоторые изменения в поведении:

  • Ребенок начинает самостоятельно играть с различными предметами и игрушками без взрослых.
  • После игры ребенок сам начинает убирать свои игрушки.

Занятия позволяют полностью реализовывать свои интересы, при этом в том порядке и темпе, которые наиболее комфортны для малыша.

Минус этих занятий в том, что на занятиях мало внимания уделяется тому, чтобы научить ребенка выполнять задания вместе с другими детьми и играть одними игрушками. Ребенку в дальнейшем будет трудно адаптироваться к условиям обычного типового садика.

Если вам важно, чтобы ребенок большое общался в группе со сверстниками, то лучше выбирать центры с групповыми занятиями. Здесь дети учатся слышать другого человека, играть с другими детьми, общаются друг с другом. Все это ребенок делает тогда, когда рядом мама. Считается, что этот метод наиболее подходит для того, чтобы облегчить адаптацию ребенка к детскому саду. Комплексные занятия вовлекают малыша в разнообразные игры: подвижные игры, конструирование, лепка, пальчиковая гимнастика, сюжетные игры. Даже если ребенок не принимает активного участия в игре, он все равно воспринимает то, что происходит. Малыш может на занятиях не проявлять интереса к играм, а дома повторять занятия полностью или отдельные элементы.

Минус занятий – индивидуальные особенности ребенка в организованной группе труднее разглядеть. Ведь некоторым малышам нужно больше времени на игру, чем дается всем детям, а некоторые сразу теряют интерес к игре после ее начала.

Можно ли обойтись только домашними занятиями?

Конечно, можно заниматься с ребенком и дома, но при этом следует учитывать некоторые подводные камни:

  • Научить дома общению с другими детьми невозможно.
  • Специалисты по раннему развитию лучше знают, в каком порядке и как учить малыша. Они знают, какое обучение соответствуют возрасту ребенка.
  • Малышу трудно воспринимать маму в другом качестве. Для него она остается мамой. А приход в центр будет настоящим событием для малыша, ему будет интересно включиться в правила занятий.

Мифы о вреде раннего развития

И хоть пользы в мягком и гармоничном развитии в раннем возрасте много, многие считают, что раннее развитие для ребенка не нужно. Для этого есть причины. Многие просто отказываются от направления детей в детские центры и занимаются с ними только в домашних условиях. Раннее развитие детей в этом случае тоже происходит, но это просто другой путь к формированию личности. Другие утверждают о вредности и бесполезности раннего развития. Рассмотрим две самые популярные причины:

1. «Сколько бы с ребенком не занимались, после посещения детского сада он станет таким же, как все».

В садике действительно все занятия рассчитаны на среднестатистического ребенка, и если с ребенком не заниматься дополнительно, он станет таким, как все. У каждого ребенка свои таланты и свои возможности. И только вы знаете их и должны помочь их раскрыть. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок всегда знал и умел больше, чем остальные дети, необходимо все детство вкладывать в него все эти знания и умения. Только делать это нужно так, чтобы ребенок не чувствовал принуждения.

2. «Все это вредно, не нужно ускорять естественный ход вещей, предусмотренный природой».

Перестараться с ранним развитием тоже можно. Необходимо видеть границу и понимать, какую информацию способен усвоить мозг маленького ребенка. Не стоит учить малыша цифрам, когда он не знает еще понятий «много» и «мало».

Стараясь впихнуть в ребенка большое количество информации, можно довести его до сильнейшего стресса. Развитие должно быть в силу возраста и интересов ребенка. Всегда нужно помнить поговорку «Все хорошо в меру».