Перед тем, как оформить ребенка в детский сад, необходимо, чтобы он освоил определенные навыки. В частности, ребенок должен уметь самостоятельно застегнуть пуговицы, молнию на одежде. И родители должны ему в этом помочь.
В возрасте около полутора лет, когда ребенок начинает проявлять интерес к одежде и обуви, малыша можно научить обращаться с липучками. Его пальчики уже достаточно окрепли, он сможет самостоятельно открывать и закрывать липучки-застежки, например на обуви.
Возвращаясь с прогулки, покажите ребенку, как нужно развязывать завязки на шапочке. С этим он тоже прекрасно справится.
К двум годам стоит перейти к изучению кнопок, которые могут быть на рубашечках и куртках. Нежелательно учить навыку расстегивания-застегивания кнопок детей младше двух лет. Лучезапястный сустав у них недостаточно развит для таких манипуляций.
Ребенка старше двух лет нужно познакомить с молнией. Здесь, главное научить ребенка самостоятельно вставлять замок в проем. Ребенок должен понимать механизм застегивания молнии и владеть достаточной координацией движений пальцев.
В этом же возрасте малыш может начать учиться застегивать пуговицы. Малыш должен понять, что если пуговицу вытащить из петельки, кофточка расстегнется, если просунуть – застегнется.
Двухлетний малыш с удовольствием расшнуровывает ботинки, ему нравится процесс вытаскивания шнурков. Поэтому стоит показать ему, что шнурки можно вставлять обратно. Можно использовать яркие детские шнуровки, они понравятся малышу и он будет увлеченно вставлять шнурок в отверстия.
Для маленького малыша пока трудно освоить завязывание шнурков, пальцы должны быть более ловкими и движения рук более скоординированы, поэтому этот навык нужно прививать ребенку ближе к трем годам.
Сначала необходимо научить ребенка завязывать узелки, а потом уже бантики. Чаще всего, этот навык, дети осваивают только к пяти годам. Если малыш научился делать это раньше, молодец, если нет, не ругайте его, он обязательно научится со временем.
Завязывание шапки – очень неудобный процесс, часто даже шестилетние дети обращаются за помощью к взрослым.
Не забывайте, что три года – самый упрямый возраст. Поэтому, если ребенок привык, что до трех лет его всегда одевала мама, в этом возрасте он наотрез откажется чему-то учиться. Поэтому не стоит затягивать с процессом обучения.
Чтобы ребенок освоил все эти навыки быстрее и легче, необходимо помочь развитию мелкой моторики. Для тренировки следует использовать развивающие игры, игры с липучками, кнопками, молниями, шнуровки.
Можно сделать подобные игрушки самостоятельно, можно приобрести готовые игрушки в магазине. Чтобы сделать наглядное пособие для игр с ребенком самостоятельно, потребуется отрезок плотной ткани с готовыми кнопками. На нее нужно нашить несколько разноцветных липучек, несколько разъемных молний.
Играя с малышом, показывайте, как выполнять ту или иную операцию, обычно дети охотно повторяют за взрослыми. Им понравится отрывать липучку и снова приклеивать ее на место, двигать туда-сюда бегунок молнии. Во время таких игр укрепляются пальчики, у ребенка закрепляются навыки, улучшается мелкая моторика.
Чтобы помочь ребенку, стоит каждый раз обращать внимание, на наличие на детской одежде кнопок, пуговиц, молний. Ребенку должно быть удобно застегивать-расстегивать, чтобы у него не пропал интерес к этому.
Липучки на обуви и одежде должны быть широкими, лента должна легко липнуть. Кнопки должны легко защелкиваться. Обычно новые кнопки бывают тугими, родителям стоит их немного разработать, чтобы ребенок не мучился с ними.
Выбирайте одежду с круглыми пуговицами, пуговицы в виде фигурок животных или цветочков красивые, но их иногда очень трудно расстегнуть. Проверьте, насколько хорошо все пуговицы проходят в петлю. Размер пуговиц должен соответствовать пальчикам ребенка, он должен легко брать ее двумя пальчиками.
Молния не должна заедать, замок должен быть максимально крупным, чтобы ребенок без труда мог попасть в него.
Шнурки на обуви лучше выбирать с крепкими металлическими или пластмассовыми наконечниками. Концы шнурков должны быть небольшими.
Не торопите ребенка, собираясь на прогулку. Пусть малыш сам застегнет куртку и обувь. Не делайте за ребенка то, что он может и хочет сделать сам, иначе у него скоро пропадет интерес к самостоятельности.
Малыш должен делать самостоятельно все, что он умеет. Конечно, трудно это сделать, если есть заботливая бабушка, торопящаяся на помощь внуку. Ребенок быстро усваивает, что за него это могут сделать другие и наотрез отказывается в дальнейшем одеваться сам.
Соблюдайте последовательность в сборах. Куртку стоит одевать в последнюю очередь. Пусть сначала ребенок обуется и застегнет или зашнурует обувь, так ему будет удобнее.
Навыки самообслуживания формируются постепенно. Ваша задача, как родителей, немного помочь малышу в этом формировании. И не нужно ориентироваться на других детей и пытаться опередить природу, ваш ребенок развивается индивидуально. Если вы будете заинтересованы в успехах своего ребенка, малыш всему научится и будет с удовольствием обуваться и одеваться самостоятельно.