Иногда в возрасте от двух до пяти лет у ребенка, который только начинает говорить, наблюдается заикание. Заиканием называется нарушение ритма, темпа, плавности речи, которое вызывается судорогами в различных частях речевого аппарата. Ребенок, произнося различные фразы, вынужден останавливаться, делать перерывы или повторять отдельные слога и звуки.
Главное в этой ситуации не пропустить первые признаки заикания:
Ребенок отказывается говорить, внезапно замолкнув. Такое состояние может продолжаться от нескольких часов до суток. Потом ребенок начинает говорить, только при этом уже заикается. Можно предотвратить болезнь, если обратиться к специалисту до момента возникновения заикания.
Ребенок начинает повторять целые слова или первые слоги в начале фразы.
Малыш начинает употреблять перед словами лишние звуки (и, а).
В середине фразы или слова ребенок делает вынужденные остановки.
Ребенок испытывает затруднения перед началом диалога.
Причиной развития заикания служит ослабленность центральной нервной системы. Толчком к возникновению заикания может послужить инфекционное заболевание, ослабляющее организм или в результате испуга.
Ребенок может начать заикаться, если длительное время подвергается физическому или психологическому насилию со стороны взрослых.
Иногда заикание наблюдается у детей, которые рано начали говорить и которых родители заставляли рассказывать стишки или сказки напоказ.
У детей, которые начали говорить поздно (около трех лет), речь начинает развиваться слишком бурно и одновременно появляется заикание. Специалисты считают, что чаще заикание бывает у детей, у которых замедлена моторика. Эти дети вяло жуют, плохо себя обслуживают, мелкая моторика рук не развита.
Родители, которые будут знать эти причины, могут вовремя заметить тревожные признаки и обратиться к узким специалистам: психоневрологу, психологу, логопеду. Заикание зачастую легче предупредить, чем потом вылечить.
Следует помнить, что заикающийся ребенок и дети, которые находятся в так называемой группе риска, ослаблена сильно нервная система. Требуется правильный речевой и общий режимы, спокойная обстановка в семье, индивидуальный подход.
Общаясь с ребенком нужно говорить плавно и четко, не отрывая, слова друг от друга. Не нужно торопиться. Не следует говорить нараспев и по слогам.
Лечение подбирается в индивидуальном порядке и только специалистами. Сейчас существует много способов коррекции речевых нарушений.
Хороший результат дают занятия по развитию мелкой моторики: работа с мозаикой, конструктором, пластилином. Обязательны занятия с логопедом.